О
Д
П
И
Ш
И
С
Ь
Он убил дракона, спас королевство, ему аплодировали тысячи зрителей. А потом выключил компьютер и услышал, как на кухне звенят ложки - мама раскладывает ужин по тарелкам. И этот звук был невыносимее, чем рычание любого монстра. Потому что в реальной жизни он был никем - просто подростком, который снова не сделал уроки.
Зависимость от ролевых игр начинается не тогда, когда вы проводите за ними слишком много времени. Она начинается тогда, когда стирается грань между реальной и виртуальной личностью. Что заставляет предпочесть вымышленную реальность и как спасаться или спасать? Мы хотим поговорить об этом с вами.
Ролевые компьютерные игры - это жанр, где игрок принимает роль персонажа в вымышленном мире, управляя его действиями, развивая навыки и влияя на сюжет. Их ключевая особенность - глубокое погружение в другую личность и свобода выбора в рамках созданной вселенной.
Популярность ролевых игр (RPG) объясняется универсальным человеческим желанием - примерить другую жизнь, другую личность, выйти за рамки обыденности и оказать значительное влияние на мир.
MMORPG (например, World of Warcraft) доминируют благодаря масштабной социализации - они создают бесконечную живую вселенную, где можно обрести статус, друзей и популярность.
Компьютерные и консольные RPG (как The Witcher или Skyrim) привлекают глубокими сюжетами и свободой выбора, позволяя игроку самостоятельно формировать историю и исследовать детализированные миры.
Настольные RPG (например, Dungeons & Dragons) переживают ренессанс за счет непредсказуемости и творческого взаимодействия между людьми вживую, что дает уникальный опыт, недоступный компьютеру.
Миры RPG часто не имеют четкого конца. Системы прокачки (уровни, навыки, экипировка) создают иллюзию постоянного развития и достижения, что запускает “синдром упущенной выгоды” и желание играть ещё больше, чтобы не отстать от других.
В MMORPG игрок становится частью гильдий, кланов и сообществ. Это создает чувство социальной принадлежности и ответственности, долга перед другими игроками, что делает выход из игры психологически сложным, т.к. воспринимается как предательство коллектива.
RPG предлагают четкие правила и предсказуемый мир, где последствия действий ясны, а усилия всегда вознаграждаются. Это контрастирует с хаотичной и не всегда справедливой реальностью, делая игру идеальным убежищем от стресса и неопределенности.
представляет собой инновационное решение для лечения компьютерной зависимости. Мы полностью понимаем, что современные технологии и интернет могут быть невероятно привлекательными и увлекательными, но они также могут вызывать зависимость и негативно влиять на наше здоровье и жизнь в целом
Мы предлагаем стационарные и амбулаторные условия. Программа рассчитана на срок от 6-ти месяцев, с акцентом на долгосрочный результат. 30% клиентов меняют свою сферу деятельности благодаря профориентации, что минимизирует риск возврата к зависимости.
экспертов разработала программу, которая помогает людям избавиться от компьютерной зависимости и восстановить контроль над своей жизнью. Мы предлагаем индивидуальную и персонализированную помощь для каждого клиента, исходя из его уникальных потребностей и целей
Зависимость от ролевых игр формируется благодаря глубокому погружению в ролевую идентичность, где игрок получает власть, признание и четкие правила - все то, чего может не хватать в реальной жизни.
Это подкрепляется дофаминовыми стимулами за достижения и социальными связями внутри игрового сообщества, создавая эмоциональную ловушку, из которой сложно вырваться.
Потребность в признании и принятии - важный фактор зависимости от ролевых компьютерных игр.
В виртуальном мире игрок может стать героем, лидером или уважаемым мастером, чего бывает сложно достичь в реальности.
Игра компенсирует социальные дефициты - система наград, уровней и реакция других игроков дают мгновенное ощущение ценности и принадлежности, формируя психологическую зависимость от этого подтверждения.
Виртуальность становится заменой реального социального успеха, предлагая мгновенное признание через достижения и статус в сообществе, что заставляет снова играть.
В виртуальном мире игрок получает полную власть над действиями персонажа, четкую систему достижений (уровни, награды, прокачка) и немедленное вознаграждение за старания - все то, что в реальной жизни обычно требует долгих усилий и не гарантирует результата.
Это создаёт иллюзию предсказуемости и справедливости, где каждый вклад виден и оценен.
Ролевые игры в противовес неопределенности настоящего мира предлагают идеализированную среду, где можно чувствовать себя всемогущим и успешным, что, в свою очередь, формирует психологическую привязанность к игре как к источнику контроля и достижений.
Виртуальный мир предлагает интенсивные, управляемые и предсказуемые переживания, которые могут казаться более яркими и доступными, чем в реальной жизни.
Ощущения риска, азарта, триумфа или даже потери - но в безопасных условиях, где последствия обратимы. Это приводит к тому, что мозг начинает воспринимать игровые достижения и социальные взаимодействия как значимые, постепенно обесценивая сложные и не всегда идеальные события и отношения в реале.
Другими словами, виртуальный опыт дает упрощенную, но мощную эмоциональную нагрузку, вытесняя потребность в настоящих впечатлениях и приучая психику к быстрому получению ярких переживаний без необходимости прилагать усилия в реальной жизни.
Эффект “бесконечной деятельности” в ролевых компьютерных играх - это специально спроектированный механизм, который постоянно генерирует новые цели, задачи и контент, не позволяя игроку ощутить полное завершение.
Даже после прохождения основного сюжета остаются побочные квесты, коллекционные предметы, система прокачки, сезонные события и достижения, создающие впечатление, что всегда есть чем заняться.
Данный эффект искусственно поддерживает интерес и формирует зависимость, так как игрок постоянно стремится к новым вершинам, опасаясь упустить нечто важное, и в итоге оказывается в ловушке бесконечного цикла “еще одна задача”.
Мысли об игре занимают большую часть времени, даже в перерывах между сессиями. Игрок планирует, как скоро сможет вернуться к игре, продумывает стратегии
Попытки сократить время игры или прекратить оказываются безуспешными. Обещание “еще немного” затягивается на часы
Учеба, работа, домашние дела и хобби отходят на второй план. Игрок может пропускать занятия, забывать о встречах, перестает ухаживать за собой
При невозможности играть возникают раздражительность, тревога, апатия или даже агрессия. Настроение улучшается только при возвращении в игру
Игрок предпочитает виртуальное общение реальному, отдаляется от семьи и друзей, теряет интерес к совместным активностям
Бессонница, питание “на бегу”, отказ от гигиены, жалобы на головные боли, боли в спине, ухудшение зрения - следствие бесконечных игровых сессий
Отрицается негативное влияние игры (“я отдыхаю”, “это моя работа”)
Покупка внутриигровых предметов, улучшений или подписок даже в ущерб бюджету, скрытые траты или долги создают финансовые проблемы
На этой стадии часто требуется профессиональная помощь.
Мальчиков проводят за играми более 7 часов в день, а 50% девочек играют около 5 часов ежедневно. В России растет число подростков, зависимых от компьютерных игр.
Людей в Москве регулярно играют в азартные игры. Около 10% игроков составляют группу патологических, которые могут тратить до 40% своего бюджета на игры
В 2005 году в Китае молодой человек по имени Цю Чэнвэй зарезал своего друга. Причина - друг продал за 7200 юаней (около $900) виртуальное оружие - “драконий меч”, которое они вместе добыли в онлайн-игре Legend of Mir 3. В виртуальном мире это оружие было огромной ценностью и символом статуса.
Игра уводит от реальности, теряется контроль над временем, игнорируются базовые потребности. Возрастает уровень агрессии и тревожности, особенно если игра основана на насилии, а у человека неустойчивая нервная система. Стираются границы между игрой и реальностью, когда игрок начинает переносить игровые роли и сценарии в жизнь.
Игра может стать триггером для развития депрессии, шизофрении (при наличии предрасположенности, о которой человек может и не знать), т.к. сюжеты RPG часто построены на заговорах, борьбе сил добра и зла, магии, предательстве.
Нарушение опорно-двигательного аппарата проявляется в проблемах с позвоночником - искривление, остеохондроз (из-за длительного сидения в одной позе). От постоянной работы с мышкой и клавиатурой может возникнуть туннельный синдром, симптомами которого являются боль и онемение кисти руки. В спине и шее возможны мышечные спазмы и боли.
Из-за непрерывной концентрации на экране и редкого моргания развивается синдром “сухого глаза”, прогрессирует близорукость.
Физическое истощение наступает по причине нерегулярного и нездорового питания (перекусы за игрой), пропуска приемов пищи. Биологические ритмы сбиваются из-за хронического недосыпания.
Гиподинамия (малоподвижность) приводит к ослаблению мышц, сердечно-сосудистой системы и увеличению веса.
Постоянное напряжение во время игры негативно влияет на нервную и сердечно-сосудистую системы, может спровоцировать скачки давления.
На уровне личности социальные последствия становятся заметны в подмене ценностей - интересы, достижения и статус в виртуальном мире важнее реальных. Утрачиваются навыки живого общения (эмпатии, поддержания беседы, решения конфликтов).
Проблемы в ближнем окружении характеризуются постоянными ссорами из-за игры, пренебрежением семейными обязанностями. Разрываются связи с реальными друзьями.
Эмоциональная привязанность к онлайн-знакомым заменяет реальные отношения.
Страдает профессиональная и учебная сфера из-за снижения успеваемости/продуктивности: прогулы, невыполнение задач, потеря работы или отчисление. Трата больших сумм на внутриигровые покупки приводит к финансовым потерям.
Зависимость развивается под влиянием не одной причины, а их совокупности.
Существуют индивидуальные особенности психики, являющиеся факторами риска - низкая самооценка, повышенная тревожность, трудности в общении, импульсивность и склонность к избеганию проблем. Игра становится компенсаторным механизмом, позволяющим почувствовать себя уверенным, значимым и успешным.
Неудовлетворенность реальной жизнью (одиночество, отсутствие хобби, непонимание в семье, проблемы на работе или в учебе) приводят к тому, что человек начинает искать удовлетворение и смысл в виртуальном мире, где все предсказуемо и достижимо.
Конфликты в семье, буллинг, одиночество, давление со стороны общества или трудности в построении отношений заставляют человека искать принятие, поддержку и понимание в виртуальных сообществах, где он может создать новый, более комфортный образ себя.
В некоторых социальных группах, особенно среди подростков и молодежи, увлечение играми становится нормой и даже элементом статуса. Давление сверстников, желание быть”своим” в коллективе, где ценятся игровые достижения, и доступность онлайн-взаимодействия подталкивают к погружению в цифровой мир.
Игровые причины формирования зависимости связаны с самой структурой и механиками игр, которые создаются для удержания игрока. В частности, система вознаграждений (дофаминовые петли) - регулярные награды (лут, опыт, достижения) за малые усилия создают постоянный поток положительного подкрепления, провоцируя мозг игрока требовать продолжения.
Еще один удерживающий механизм - социальная вовлеченность и обязательства. Встроенные в игры социальные механики (гильдии, кланы, командные рейды) создают чувство долга перед другими игроками, привязывая эмоционально и не позволяя легко уйти.
Профилактика и помощь при игровой зависимости требуют комплексного подхода, включающего как развитие здоровых навыков саморегуляции у человека, так и создание поддерживающей среды.
С подростком важно открытое общение без осуждения - обсудить его интересы в играх, понять их причины (социализация, стресс, скука). Дальше рекомендуется совместное установление границ: четкое ограничение времени за игрой, использование технические средств контроля (таймеры, родительский контроль).
Помогает нахождение альтернатив в виде хобби, кружков или спортивных секций, дающих те же эмоции (достижение, азарт, общение). Нужно поддерживать живое общение подростка с друзьями, планировать семейные активности. Если зависимость серьезно влияет на учебу, настроение и здоровье - нужна помощь специалиста для проработки тревожности, самооценки и поиска мотивации.
Пути профилактики и помощи для взрослых:
Однако, избавиться от лудомании самостоятельно сложно. Самое эффективное, что может сделать зависимый – обратиться за профессиональной помощью.
Лечение игровой зависимости всегда комплексное.
Для диагностики часто используют опросники (например, адаптированные критерии по МКБ-11 или шкалы игровой зависимости).
Важна оценка не только времени в игре, но и ее влияния на жизнь.
Терапия реальностью восстанавливает утраченные социальные связи, помогает найти интересы и строить планы в реальной жизни, которые дают ощущение достижений и признания.
В рамках семейной терапии ведется работа с близкими для улучшения коммуникации, создания поддерживающей среды и устранения семейных конфликтов, которые подталкивают к уходу в виртуальный мир.
Групповая терапия снижает чувство стыда и изоляции, предоставляя поддержку людей со схожими проблемами.
Посещение психотерапевта, групповых занятий и тренингов 2–3 раза в неделю. Упор делается на обучение контролю над игровым поведением, интеграции здоровых привычек в повседневность и работу с семьей. Подходит при начальной и средней тяжести зависимости.
Стационарная программа предполагает полное погружение в терапевтическую среду с временной изоляцией от гаджетов. Включает интенсивную психотерапию (индивидуальную, групповую), арт-терапию, физическую активность и социальную адаптацию. Применяется в тяжелых случаях, когда игра привела к полной дезадаптации.
Оба формата нацелены на проработку причин зависимости, восстановление навыков самоконтроля и возвращение к сбалансированной жизни.
У нас комплексный подход, включающий психотерапию, социализацию, поддержку семьи.
Работаем с причиной, а не с симптомами, помогая найти замену игре.
Предоставляем гибкие условия - стационар и амбулаторно, включая онлайн-формат.
Соблюдаем анонимность и безопасность.
Не откладывайте ваше обращение - первый шаг к свободе начинается здесь!
Я очень благодарна специалистам Центра "Вне Игры" что помогли мне справиться с моей проблемой. По глупости я увлеклась онлайн-казино, и не заметила даже, как влезла в микрокредиты, чтобы отыграться. Психологи Центра помогли найти корни проблемы в моей психике и буквально за руку вывели из зависимости.
Однажды я ради интереса сделал ставку на результат футбольного матча, и о чудо - угадал! Решил, что мне совсем не помешают такие легкие деньги, и стал промышлять этим регулярно. Однако Фортуна более не спешила поворачиваться ко мне лицом, и я потерял немало денег. После того, как я проиграл деньги, отложенные на семейный отдых, пришлось искать психологическую помощь, чтобы не потерять семью. Друзья посоветовали Центр "Вне Игры", я обратился туда и получил помощь. Больше я не доверяю сомнительным схемам обогащения, жена меня простила, и скоро мы едем отдыхать в Абхазию.
Сотрудники Центра реально спасли меня от серьезных проблем. А суть такова вкратце: мне позвонили из фирмы по обучению торговле на бирже. Я что-то подумал, что это отличный способ заработать денег. Сначала обучали бесплатно, потом уговорили инвестировать серьезную сумму, чтобы можно было хорошо заработать. Я вложил свои накопления, да еще и у друга занял. Сначала пошла прибыль, а потом... Короче, все мои денежки испарились. Куратор разводил руками - мол, так бывает. Я влез в кредиты, чтобы отдать долг и еще пробовать отыграться, но безуспешно. Когда узнали родители, то связались с Центром "Вне Игры", и я прошел курс реабилитации. Больше в такие сомнительные игры я не играю. Спасибо специалистам Центра.