Зависимость от ролевых игр : признаки, причины, лечение в Москве | Центр восстановления личности «Вне Игры»
Зависимость от Роблокс
Зависимость от Roblox (Роблокс)
Мотивация игромана на лечение
Мотивация игромана на лечение
Зависимость от Роблокс
Зависимость от Roblox (Роблокс)
Мотивация игромана на лечение
Мотивация игромана на лечение

Зависимость от ролевых игр

Он убил дракона, спас королевство, ему аплодировали тысячи зрителей. А потом выключил компьютер и услышал, как на кухне звенят ложки - мама раскладывает ужин по тарелкам. И этот звук был невыносимее, чем рычание любого монстра. Потому что в реальной жизни он был никем - просто подростком, который снова не сделал уроки.

Зависимость от ролевых игр начинается не тогда, когда вы проводите за ними слишком много времени. Она начинается тогда, когда стирается грань между реальной и виртуальной личностью. Что заставляет предпочесть вымышленную реальность и как спасаться или спасать? Мы хотим поговорить об этом с вами.

Что такое ролевые игры?

Ролевые компьютерные игры - это жанр, где игрок принимает роль персонажа в вымышленном мире, управляя его действиями, развивая навыки и влияя на сюжет. Их ключевая особенность - глубокое погружение в другую личность и свобода выбора в рамках созданной вселенной.

parallax background

Особенности ролевых игр как факторы зависимости

Игрок принимает роль персонажа с уникальными способностями, внешностью и историей, что позволяет ему компенсировать неудачи или скуку реальной жизни. Эта новая личность часто становится более привлекательной, чем его настоящее “Я”, что подпитывает желание постоянно возвращаться в игру.

Миры RPG часто не имеют четкого конца. Системы прокачки (уровни, навыки, экипировка) создают иллюзию постоянного развития и достижения, что запускает “синдром упущенной выгоды” и желание играть ещё больше, чтобы не отстать от других.

В MMORPG игрок становится частью гильдий, кланов и сообществ. Это создает чувство социальной принадлежности и ответственности, долга перед другими игроками, что делает выход из игры психологически сложным, т.к. воспринимается как предательство коллектива.

RPG предлагают четкие правила и предсказуемый мир, где последствия действий ясны, а усилия всегда вознаграждаются. Это контрастирует с хаотичной и не всегда справедливой реальностью, делая игру идеальным убежищем от стресса и неопределенности.

Психологические механизмы зависимости

 

Зависимость от ролевых игр формируется благодаря глубокому погружению в ролевую идентичность, где игрок получает власть, признание и четкие правила - все то, чего может не хватать в реальной жизни.

Это подкрепляется дофаминовыми стимулами за достижения и социальными связями внутри игрового сообщества, создавая эмоциональную ловушку, из которой сложно вырваться.

Потребность в признании и принятии

Потребность в признании и принятии - важный фактор зависимости от ролевых компьютерных игр.

В виртуальном мире игрок может стать героем, лидером или уважаемым мастером, чего бывает сложно достичь в реальности.

Игра компенсирует социальные дефициты - система наград, уровней и реакция других игроков дают мгновенное ощущение ценности и принадлежности, формируя психологическую зависимость от этого подтверждения.

Виртуальность становится заменой реального социального успеха, предлагая мгновенное признание через достижения и статус в сообществе, что заставляет снова играть.

Удовлетворение потребности в успехе и контроле

В виртуальном мире игрок получает полную власть над действиями персонажа, четкую систему достижений (уровни, награды, прокачка) и немедленное вознаграждение за старания - все то, что в реальной жизни обычно требует долгих усилий и не гарантирует результата.

Это создаёт иллюзию предсказуемости и справедливости, где каждый вклад виден и оценен.

Ролевые игры в противовес неопределенности настоящего мира предлагают идеализированную среду, где можно чувствовать себя всемогущим и успешным, что, в свою очередь, формирует психологическую привязанность к игре как к источнику контроля и достижений.

Подмена реальных эмоций и опыта игровыми

Виртуальный мир предлагает интенсивные, управляемые и предсказуемые переживания, которые могут казаться более яркими и доступными, чем в реальной жизни.

Ощущения риска, азарта, триумфа или даже потери - но в безопасных условиях, где последствия обратимы. Это приводит к тому, что мозг начинает воспринимать игровые достижения и социальные взаимодействия как значимые, постепенно обесценивая сложные и не всегда идеальные события и отношения в реале.

Другими словами, виртуальный опыт дает упрощенную, но мощную эмоциональную нагрузку, вытесняя потребность в настоящих впечатлениях и приучая психику к быстрому получению ярких переживаний без необходимости прилагать усилия в реальной жизни.

Эффект “бесконечной деятельности”

Эффект “бесконечной деятельности” в ролевых компьютерных играх - это специально спроектированный механизм, который постоянно генерирует новые цели, задачи и контент, не позволяя игроку ощутить полное завершение.

Даже после прохождения основного сюжета остаются побочные квесты, коллекционные предметы, система прокачки, сезонные события и достижения, создающие впечатление, что всегда есть чем заняться.

Данный эффект искусственно поддерживает интерес и формирует зависимость, так как игрок постоянно стремится к новым вершинам, опасаясь упустить нечто важное, и в итоге оказывается в ловушке бесконечного цикла “еще одна задача”.

Признаки зависимости от ролевых игр

Фиксация

Мысли об игре занимают большую часть времени, даже в перерывах между сессиями. Игрок планирует, как скоро сможет вернуться к игре, продумывает стратегии

Бессилие

Попытки сократить время игры или прекратить оказываются безуспешными. Обещание “еще немного” затягивается на часы

Деградация

Учеба, работа, домашние дела и хобби отходят на второй план. Игрок может пропускать занятия, забывать о встречах, перестает ухаживать за собой

Обусловленность эмоций

При невозможности играть возникают раздражительность, тревога, апатия или даже агрессия. Настроение улучшается только при возвращении в игру

Уход от реальности

Игрок предпочитает виртуальное общение реальному, отдаляется от семьи и друзей, теряет интерес к совместным активностям

Ухудшение здоровья

Бессонница, питание “на бегу”, отказ от гигиены, жалобы на головные боли, боли в спине, ухудшение зрения - следствие бесконечных игровых сессий

Отрицание проблемы

Отрицается негативное влияние игры (“я отдыхаю”, “это моя работа”)

Финансовые сложности

Покупка внутриигровых предметов, улучшений или подписок даже в ущерб бюджету, скрытые траты или долги создают финансовые проблемы

Стадии формирования зависимого поведения

Формирование зависимости от ролевых игр - постепенный процесс, который можно разделить на 4 ключевые стадии
  • На этапе начальной увлеченности человек начинает играть эпизодически, для отдыха и получения удовольствия. Игра пока не мешает социальной жизни, учебе или работе.
  • Вторая стадия наступает, когда игра становится главным способом получения эмоций и снятия стресса. Появляются ритуалы (поиск “лута”, общение с друзьями по гильдии), растет время в игре, мысли о ней возникают все чаще.
  • На третьей стадии проблема уже встает во весь рост - играют не для удовольствия, а чтобы избежать дискомфорта реальной жизни (одиночество, неудачи). Утрачен контроль над временем, игнорируются обязанности и социальные связи, при невозможности играть появляются признаки синдрома отмены (ломка).
  • Четвертая стадия - это полное погружение в виртуальный мир. Реальная жизнь разрушается -  проблемы в учебе/работе, разрыв отношений, финансовые долги (если игра платная), ухудшение здоровья.

На этой стадии часто требуется профессиональная помощь.

80%

Мальчиков проводят за играми более 7 часов в день, а 50% девочек играют около 5 часов ежедневно​. В России растет число подростков, зависимых от компьютерных игр.

2000000

Людей в Москве регулярно играют в азартные игры. Около 10% игроков составляют группу патологических, которые могут тратить до 40% своего бюджета на игры

Посмотреть видео о центре
Вы можете самостоятельно посмотреть условия лечения и проживания резидентов, окунуться в нашу атмосферу

Влияние и последствия ролевых игр

 

В 2005 году в Китае молодой человек по имени Цю Чэнвэй зарезал своего друга. Причина - друг продал за 7200 юаней (около $900) виртуальное оружие - “драконий меч”, которое они вместе добыли в онлайн-игре Legend of Mir 3. В виртуальном мире это оружие было огромной ценностью и символом статуса.

Психическое здоровье

Игра уводит от реальности, теряется контроль над временем, игнорируются базовые потребности. Возрастает уровень агрессии и тревожности, особенно если игра основана на насилии, а у человека неустойчивая нервная система. Стираются границы между игрой и реальностью, когда игрок начинает переносить игровые роли и сценарии в жизнь.

Игра может стать триггером для развития депрессии, шизофрении (при наличии предрасположенности, о которой человек может и не знать), т.к. сюжеты RPG часто построены на заговорах, борьбе сил добра и зла, магии, предательстве.

Физическое здоровье

Нарушение опорно-двигательного аппарата проявляется в проблемах с позвоночником - искривление, остеохондроз (из-за длительного сидения в одной позе). От постоянной работы с мышкой и клавиатурой может возникнуть туннельный синдром, симптомами которого являются боль и онемение кисти руки. В спине и шее возможны мышечные спазмы и боли

Из-за непрерывной концентрации на экране и редкого моргания развивается синдром “сухого глаза”, прогрессирует близорукость.

Физическое истощение наступает по причине нерегулярного и нездорового питания (перекусы за игрой), пропуска приемов пищи. Биологические ритмы сбиваются из-за хронического недосыпания.

Гиподинамия (малоподвижность) приводит к ослаблению мышц, сердечно-сосудистой системы и увеличению веса.

Постоянное напряжение во время игры негативно влияет на нервную и сердечно-сосудистую системы, может спровоцировать скачки давления.

Социальные последствия

На уровне личности социальные последствия становятся заметны в подмене ценностей - интересы, достижения и статус в виртуальном мире важнее реальных. Утрачиваются навыки живого общения (эмпатии, поддержания беседы, решения конфликтов).

Проблемы в ближнем окружении характеризуются постоянными ссорами из-за игры, пренебрежением семейными обязанностями. Разрываются связи с реальными друзьями.

Эмоциональная привязанность к онлайн-знакомым заменяет реальные отношения.

Страдает профессиональная и учебная сфера из-за снижения успеваемости/продуктивности: прогулы, невыполнение задач, потеря работы или отчисление. Трата больших сумм на внутриигровые покупки приводит к финансовым потерям.

parallax background
Акция!
При первом обращении диагностическая консультация психолога бесплатно
parallax background

Причины формирования зависимости

 

Зависимость развивается под влиянием не одной причины, а их совокупности.

Пути профилактики и помощи

 

Профилактика и помощь при игровой зависимости требуют комплексного подхода, включающего как развитие здоровых навыков саморегуляции у человека, так и создание поддерживающей среды.

1

Для подростка

С подростком важно открытое общение без осуждения -  обсудить его интересы в играх, понять их причины (социализация, стресс, скука). Дальше рекомендуется совместное установление границ: четкое ограничение времени за игрой, использование технические средств контроля (таймеры, родительский контроль).

Помогает нахождение альтернатив в виде хобби, кружков или спортивных секций, дающих те же эмоции (достижение, азарт, общение). Нужно поддерживать живое общение подростка с друзьями, планировать семейные активности. Если зависимость серьезно влияет на учебу, настроение и здоровье -  нужна помощь специалиста для проработки тревожности, самооценки и поиска мотивации.


2

Для взрослых

Пути профилактики и помощи для взрослых:

  • самодиагностика и осознание проблемы  - честная оценка времени, влияния игры на работу, отношения и здоровье;
  • самостоятельное установление границ: использование таймеров, планирование игровых сессий и обязательных дел вне игры;
  • развитие осознанности и поиск альтернатив -  осознание триггеров (стресс, скука) и замена игры на другие хобби, спорт или обучение;
  • обращение к психологу/психотерапевту: при невозможности контролировать процесс;
  • поддержка близких в виде открытого разговора о проблеме с партнером, друзьями или в группах взаимопомощи.


Однако, избавиться от лудомании самостоятельно сложно. Самое эффективное, что может сделать зависимый – обратиться за профессиональной помощью.

25
Дипломированных специалистов

Работают над выздоровлением каждого пациента: аддиктолог, клинический психолог, психотерапевт, семейный психолог

Лечение зависимости от ролевых игр

 

Лечение игровой зависимости всегда комплексное.

Диагностика

Основной метод - психологическое тестирование по признакам поведенческой зависимости, а также наблюдение за изменениями в повседневной жизни.

Для диагностики часто используют опросники (например, адаптированные критерии по МКБ-11 или шкалы игровой зависимости).

Важна оценка не только времени в игре, но и ее влияния на жизнь.

Психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает осознать и изменить искаженные мыслительные схемы (“я неудачник, только в игре я силен”) и сформировать контроль над импульсивным поведением.

Терапия реальностью восстанавливает утраченные социальные связи, помогает найти интересы и строить планы в реальной жизни, которые дают ощущение достижений и признания.

В рамках семейной терапии ведется работа с близкими для улучшения коммуникации, создания поддерживающей среды и устранения семейных конфликтов, которые подталкивают к уходу в виртуальный мир.

Групповая терапия снижает чувство стыда и изоляции, предоставляя поддержку людей со схожими проблемами.

Реабилитация (стационарная и амбулаторная)

Амбулаторная программа проводится без отрыва от привычной жизни.

Посещение психотерапевта, групповых занятий и тренингов 2–3 раза в неделю. Упор делается на обучение контролю над игровым поведением, интеграции здоровых привычек в повседневность и работу с семьей. Подходит при начальной и средней тяжести зависимости.

Стационарная программа предполагает полное погружение в терапевтическую среду с временной изоляцией от гаджетов. Включает интенсивную психотерапию (индивидуальную, групповую), арт-терапию, физическую активность и социальную адаптацию. Применяется в тяжелых случаях, когда игра привела к полной дезадаптации.

Оба формата нацелены на проработку причин зависимости, восстановление навыков самоконтроля и возвращение к сбалансированной жизни.

Лечение зависимости от ролевых игр в Москве в центре восстановления личности “Вне Игры”

 


Центр “Вне Игры” в Москве предлагает авторскую программу лечения зависимости от ролевых игр с гарантией результата.

У нас комплексный подход, включающий  психотерапию, социализацию, поддержку семьи.

Работаем с причиной, а не с симптомами, помогая найти замену игре.

Предоставляем гибкие условия -  стационар и амбулаторно, включая онлайн-формат.

Соблюдаем анонимность и безопасность.

Не откладывайте ваше обращение - первый шаг к свободе начинается здесь!

Присоединяйтесь к нашей программе!

Не откладывайте, позвоните по телефону 8 800 200 27 23
БЛАГОДАРНЫЕ ПАЦИЕНТЫ

оставляют отзывы на нашу работу

Ответы на вопросы

Ознакомьтесь с перечнем часто задаваемых вопросов, которые мы собрали в процессе нашей врачебной деятельности. Если вы не найдёте подходящего вопроса, смело обращайтесь к нам, обязательно ответим!
1Почему угрозы и запреты при зависимости от компьютерных игр не работают, а только ухудшают отношения?
Угрозы и запреты не работают, потому что игровая зависимость - симптом глубинных проблем (одиночество, стресс, неуверенность), а не просто плохая привычка. Жесткие меры провоцируют протест и скрытность, уничтожают доверие, игнорируют причину (даже если убрать компьютер, зависимость перейдет в другую форму (соцсети, азартные игры). Важно не бороться с игрой, а предложить альтернативу, которая даст такое же ощущение значимости и общения, но в реальности.
2Как родственники невольно становятся частью проблемы и что делать, чтобы стать частью решения?
Тотальный контроль или полное отсутствие внимания, сравнения/критика, отсутствие семейных альтернатив (активностей) подталкивает к уходу в виртуальный мир. Чтобы стать частью решения,замените запреты диалогом, подавайте личный пример, предложите вместе обратиться к специалисту для восстановления семейных отношений. Семейная терапия научит выстраивать отношения без конфликтов и поддержит восстановление доверия.
3Как отличить увлечение игрой от настоящей зависимости, и когда пора бить тревогу?
Увлечение - когда игра не мешает жизни (учеба/работа, сон, общение, хобби сохраняются). При зависимости игра подменяет собой жизнь. Тревогу нужно бить, если есть минимум 2-3 признака:
  • потеря контроля: человек не может остановиться, игнорирует время и договоренности;
  • пренебрежение обязанностями;
  • агрессия или подавленность при попытках ограничить игру;
  • ложь о времени в игре;
  • жертвы сном, едой, гигиеной ради игры;
  • уход от реальных проблем в виртуальный мир.
Статья подготовлена экспертом
2
Тереховой Анной Владимировной
Клинический психолог, эксперт центра восставновления игроманов "Вне Игры", автор курса по лечению игровой зависимости, опыт работы с зависимыми - 13 лет

 
Список используемой литературы
  • Кимберли Я., Набуко де Абреу К. Пойманные в Сеть. 2016 г.
  • Орлов И.Г., Шапкин С.А. Компьютерная зависимость: подходы к диагностике и коррекции. 2018 г.
  • Гриффитс М. Игровая зависимость: теория, диагностика, лечение. 2020 г.

Вне Игры в цифрах

Диагностическая консультация бесплатно
Москва, Кутузовский проспект 36, помещение 1/1
Ежедневно (без выходных): 07:00 - 00:00